08.02.13

  Rambler's Top100

 

 

Раздел III Проблемно-ориентированный анализ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4 была введена в эксплуатацию в 1975 году. Типовое трехэтажное здание школы, территория составляет  13 тыс. 3 кв.м. На ней имеются футбольная, волейбольная, баскетбольная, теннисная площадки. Количество учебных кабинетов – 30, из них: 1 компьютерный класс, 3 лаборантских (биология, физика, химия), 1 оружейная. В школе имеется большой и малый спортивные залы, две учебные мастерские, кабинет домоводства, столовая, актовый зал.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМА

Школа расположена в микрорайоне, состав населения достаточно стабилен, миграционные процессы не имеют особой интенсивности. Перспектива на увеличение контингента учащихся есть – за счет жилищного строительства в микрорайоне, но рядом находятся МОУ СОШ №10 и гимназия «Интеллект», поэтому конкурентность среди школ достаточно высокая. В ближайшем окружении школы располагаются бассейн, детская художественная школа, кинотеатр, библиотека.

Население микрорайона не имеет выраженной асоциальной направленности, но среди родителей есть пьющие, есть семьи с отрицательным влиянием на детей. В школе под опекой находятся 11 учащихся, из них 2 – дети сироты, у 9 учащихся родители лишены родительских прав. На школьном учете состоят 9 учащихся, из них 2 находятся на учете в КДН и ОВД.

 

Анализ итогов социальной диагностики социума школы

Социальное положение:

Рабочие – 25 %

Интеллигенция –  20%

Служащие –   27%

Предприниматели –  13%

Домохозяйки –  6 %

Безработные –   6%

Образовательный уровень:

Высшее образование имеют  38% родителей;

среднее специальное -    45 % родителей

    Они  понимают значение приобретения прочного образования детьми. Это является  подспорьем школы для мотивации получения учащимися образования.

 

Не все дети обладают крепким здоровьем:

651 (73%) учащихся занимаются в основной группе по физкультуре, в подготовительной группе – 211 (24%) учеников, в специальной – 5 (0,5%), освобождены от физкультурных занятий – 9 (1%), занимаются   в группе ЛФК в МУЗ ВФД  11 учащихся.

 

классы

Кол-во детей (%) не  пропустивших по болезни ни одного дня

Кол-во детей пропустивших по болезни 1-2 раза

Кол-во детей пропустивших по болезни 3 и более раз

1 -4

80 (30%)

144 (36%)

58 (19%)

5 - 9

98 (19%)

203 (44%)

170 (37%)

10 - 11

31 (22%)

44 (33%)

62 (45%)

 Организационно-педагогическое «строение» школы

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Школа работает в две смены – с  8-00  до 17.05  часов

Продолжительность урока – 40 минут.

Перемены – 5- 15   минут.

Количество классов и учащихся по ступеням образования

Ступени

образования

2004 -2005

уч. год

2005 - 2006

уч. год

2006-2007

уч. год

Начальная школа

(1–4 кл.)

281

276

 

5–9 классы

488

476

 

10–11 классы

150

135

 

Всего

919

887

 

Сведения о педагогах школы

 

В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Педагогам школы присущ позитивный настрой в отношении учащихся: соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.

Общая числен-ность

Кол-во пенсион-

ного возраста

Образование

Стаж пед. работы

Квалификационные разряды

высшее

н\высшее

Ср- специльное

5

5-10

10-20

Св20

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

49

15

39

2

8

3

5

16

25

4

-

2

-

-

13

16

14

-

-

 

31%

80%

4%

16%

6%

10%

33%

51%

8%

 

4%

 

 

27%

32%

28%

 

 

 

Из 49 учителей имеют звания, награды:

Отличник просвещения – 6 (12%)

Имеют квалификационные категории – 43 учителя ( 87%)

Высшая категория – 14  (29%)

I категория – 16 (32%)

II категория – 13 (26%)

 

Образовательный уровень педагогических кадров  по предметам

 

Общее количество

Образовательный уровень

2005

2006

высшее

Н\высшее

Средне специальное

2005

2006

 2005

2006

2005

2006

1 .Русский язык

7

8

7

8

 

 

 

 

2 .История

3

3

3

3

 

 

 

 

3. Информатика

1

1

 

1

 

 

1

 

4. Физика

2

2

2

2

 

 

 

 

5. Математика

7

5

7

5

 

 

 

 

6. Химия

2

2

2

2

 

 

 

 

7. География

2

2

2

2

 

 

 

 

8. Биология

2

2

2

2

 

 

 

 

9. Английский язык

5

6

5

5

 

 

 

1

10. Немецкий язык

-

-

-

 

 

 

 

 

11. Французский язык

-

-

-

 

 

 

 

 

12. Музыка

2

2

1

1

 

 

1

1

13. Физвоспитание

2

2

2

1

 

 

 

1

14. Технология

2

2

2

2

 

 

 

 

15. ОБЖ

1

-

 

 

 

 

1

 

Характеристика достижений школы

Сведения об общей успеваемости учащихся

1-4 классы %успеваемость

5-9 классы

%успеваемость

10-11 классы

%успеваемость

Общая успеваемость по школе %

Количество золотых медалей

Количество серебряных медалей

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2003-2004

2004-2005

2005-2006

 

98

 

99

 

99

 

95

 

97

 

97

 

98

 

100

 

100

 

97

 

98

 

99

4

3

2

4

4

6

                      

     Итоги 2005-2006  учебного года

 

Кол-во уч-ся на конец года

% усп

% кач

Кол-во

уч-ся

 перевед условно

Кол-во уч-ся оконч.на

Оставлено на повторный год обучения

отсев

Окончивших со справкой

«5»

золото

серебро

1 ступень1

276

99

60

-

25

 

 

2

-

-

2 ступень 2

476

97,5            

40

8

36

 

 

4

-

-

3 ступень 3

135

100

36

-

10

2

6

-

-

-

Всего

887

99

44

8

71

2

6

6

-

-

 

По успешности в учебе контингент учащихся неоднороден. Средний показатель качества знаний учащихся за последние годы – 40%.

 Результаты обучения легко проверяемы по поступлению в вузы.

 

Результативность поступления выпускников в учебные заведения

на 04.09.2006г.

Учебный год

2004 -2005

уч. год

2005-2006

уч. год

Количество выпускников

94

75

Количество поступивших в вуз (%)

68

63

Количество поступивших в суз (%)

15

7

 

 

Учащиеся школы на протяжении последних лет активно участвуют в олимпиадах по предметам, различных конкурсах, где занимают призовые места.

 

Количество призовых мест в городской олимпиаде школьников

2005-2006 уч.год

 

Предметы

 

Математика

1

Физика

-

Астрономия

-

Информатика

-

Русский язык

2

Литература

4

 Английский язык

-

География

-

Химия

1

Биология

2

Экология

1

Экономика

-

История

3

Краеведение

1

Обществознание

2

Физвоспитание

3

Русский язык (начальная школа)

 

Математика (начальная школа)

 

Окружающий мир ( начальная школа)           

1

Технология

2

Итого

23

 

Сравнительный анализ количества призовых мест в городских и краевых предметных олимпиадах школьников

 

Учебные года

Городская олимпиада

Краевая олимпиада

2003-2004

21

 

2004-2005

28

1 (математика)

2005-2006                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

23

1 (обществознание)

 

Отличительными особенностями школы являются:

-  создание научно-методического совета;

-  использование новых образовательных технологий;

-  функционирование социально-психолого-педагогической службы;

-  работа научного общества учащихся;

-  работа школьного Музея боевой Славы

-  работа детских органов самоуправления;

- создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса;

На базе школы проводятся  городские семинары и конференции.

 

В 2005 году школа стала победителем городского конкурса проектов: «Педагогические инновации в общеобразовательном учреждении», организованного комитетом по образованию администрации города.

 

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Учебный план составлен с соблюдением нормативов регионального базисного плана. В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. В образовательных областях инвариантной части выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть  обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях учебного плана, на изучение курсов по выбору, факультативов, индивидуально-групповых занятий.

В свете реализации программы «Одаренные дети», с целью стимулирования креативности учащихся, развития творческого потенциала личности учащихся в вариативную часть введены факультативы и спецкурсы: «Наглядная геометрия» (2-4 классы), «Наглядная геометрия» (5-6 классы), «Культура и речь» (5-6 классы), «Математика и конструирование» (2класс), «Экономика» (8-11 классы).

Согласно рекомендациям по организации предпрофильной подготовки в учебный план введены элективные курсы для учащихся 9-х классов в количестве 68 часов из вариативной части.

Для эффективности управления контроля и управления учебно-воспитательным процессом, принятия обоснованных решений необходимо обладать информацией о ходе образовательного процесса.

В 2004 году была создана «Контрольно – диагностическая программа».

Анализ контрольных срезов показывает, что еще более необходимо в процессе обучения учитывать индивидуальный подход к учащимся, согласовывать учителям уровень требований к детям при переходе из 3 в 5 классы. Качество знаний у учащихся и успеваемость не стабильны. Причины снижения довольно сложные: повышение требовательности учителей, снижением мотивации учебы у учащихся, болезнь учеников и учителей и т.д.  Нельзя не признать, что данная проблема еще остается достаточно острой.

Необходимо тесное взаимодействие семьи и школы, общественности.  Проблемой является отсутствие правовой базы, повышающей ответственность родителей за воспитание детей.

Следует обратить внимание на то, что слабым звеном достаточно большого количества учителей является индивидуальная работа с учащимися. Необходимо обратить внимание на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по предметам:

- в средней школе: физике, информатике, иностранному языку, географии, экономики;

- в начальной школе: математике и русскому языку.

С целью усиления внеклассной работы по предметам, в школе действует школьное научное общество, в котором работают три секции: «Юный философ», «Юный филолог», «Крокус». Ребята проводят исследовательскую работу, занимают призовые места на конкурсах.

 В этом плане учитель может воспользоваться  еще одной возможностью, которым располагает личностно-ориентированное обучение – это проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся.

К 35-летию Победы в школе создан Зал боевой Славы. Первая экспозиция была посвящена 18-й Армии, освобождавшей Кавминводы. Со временем экспозиция расширялась, охватывая тему «Ставропольский край во время войны и ставропольцы на фронтах Отечественной». Материалы музея используются на уроках истории, здесь проходят Уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы была проведена реконструкция музей, в городском конкурсе по патриотическому воспитанию школа заняла 1 место и награждена Грамотой и подарком. В перспективе планируется оформление сайта о работе школьного музея.

         Учителя школы работают с учащимися с повышенными способностями  по Комплексно-целевой программе «Одаренные дети». Результат – победители, призеры, участники  городских, краевых олимпиад, выставок, конкурсов, смотров, конференций НОУ, где учащиеся показывают высокий уровень подготовки и культуры.

        Во внеурочное время учащиеся посещают консультации, кружки и  факультативы, принимают участие в подготовке и проведении творческих дел. В школе работают 17 факультативных курсов, кружки: вокальный, танцевальный, «Умелые руки», «ИЗО», «Валеология».

         Вся воспитательная работа в школе построена на основе современных методов и новаций и направлена на максимальное развитие личности. Создание воспитательной системы в школе осуществляется через совершенствование профессионального мастерства классных руководителей, включение школьников в комплекс коллективных творческих дел, повышение роли детского ученического самоуправления и работу детских организаций, активизацию работы с родителями через вовлечение их в общешкольные, классные дела познавательного, обучающего, развлекательного характера.

      Целостность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса: педагогов – предметников, психолога, организатора детского творчества, родителей, педагогов дополнительного образования, представителей общественности.

      Их деятельность будет координироваться «Возрастными образовательными программами», целью которых  является включение ребенка в общность одного возраста, выработка у него «Я-позиции» при уважительном отношении к позиции других.

 

«От культуры и спорта к здоровому образу жизни». Эта программа призвана содействовать утверждению в жизни современного общества духовного и физического совершенствования учащихся, преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием, создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала подрастающей личности.

Вместе с тем эффективность воспитательной работы еще недостаточна.

Сложность состоит в том, что в микрорайоне недостаточно детских учреждений дополнительного образования. Поэтому задача школы максимальное введение кружков, секций. Особое внимание необходимо обращать на детей попавших в сложную жизненную ситуацию. Из 11 опекаемых детей только 3 учащихся заняты в кружках и секциях.

Меры по социальной поддержке и защите обучающихся продолжают осуществляться – это бесплатное снабжение учебниками, учебными пособиями, летнем отдыхе в школьном лагере, работой психолога и социального педагога.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ И НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ

 

Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, свободной, соответствующей требованиям рыночной экономики, умеющей делать осознанный выбор, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, позаботится о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынке труда.

Логичен и обоснован в связи с этим акцент в функционировании образовательного учреждения на создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования, допрофессиональной подготовки т.е. создание адаптивной системы обучения.

Таким образом, для развития школы необходимо решить ряд проблем, нерешенность которых сдерживает реализацию образовательных перспектив и стратегии школы:

         1. Проблема перехода на субъект – субъектные отношения в учебно – воспитательном процессе.

2. Неполное использование элементов эффективных технологий, с целью углубления индивидуальной работы с учащимися.

3. Неполная мотивация педагогического коллектива на использование возможностей внеклассной работы по предмет.

4. Проблемы, связанные с переходом к профильной школы.

5. Не достаточная информационная культура педагогов.

6. Проблема совершенствования системы управления школой.

 

Для решения выделенных проблем и разрабатывается программа развития школы, определяются основные концептуальные положения.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

При анализе нынешнего этапа развития школы была составлена характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению, которая складывалась из следующих основных компонентов:

1. Государственный заказ.

Его содержание связано с тем, чтобы школа создавала условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей образование и обладающей гражданской ответственностью.

2. Потребности обучающихся, которые были выявлены в ходе опроса и анкетирования.

Учащиеся хотят учиться в красивой, уютной школе, в которой можно получить качественное образование, достаточное для поступления в вуз, пообщаться со сверстниками, можно чувствовать себя защищенным, раскрывать свои способности.

3. Ожидания родителей, которые выявлены в ходе анкетирования.

Родители желают, чтобы ребенок обучался в комфортных условиях, посещал кружок или спортивную секцию, сохранил свое здоровье. Пожелания родителей, касающиеся направленности развития школы:

–  улучшение условий для развития личности ребенка;

– обучение и воспитание детей с учетом интересов, склонностей и уровня учебных возможностей;

– квалифицированное кадровое и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

– развитие сложившейся системы воспитательной работы, нацеленной на самоопределение, саморазвитие личности ребенка;

– расширение сети кружков и спортивных секций;

– улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и здоровьесберегающей среды.

 4. Профессионально-педагогические   потребности    педагогов   (установлены в ходе бесед,  опросов, обсуждений школьных проблем).

 Учителя хотят работать в комфортных условиях, имея возможность реализовывать свои профессиональные возможности, повышать уровень своей компетентности в коллективе единомышленников под руководством заинтересованной в их потребностях администрации, получая за свой труд достойную зарплату.

 

Дата последнего изменения этого узла 12.02.2004

Hosted by uCoz