![]() |
||
08.02.13 |
|
Раздел III. Проблемно-ориентированный анализ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ Муниципальная средняя общеобразовательная школа №4 была введена в эксплуатацию в 1975 году. Типовое трехэтажное здание школы, территория составляет 13 тыс. 3 кв.м. На ней имеются футбольная, волейбольная, баскетбольная, теннисная площадки. Количество учебных кабинетов – 30, из них: 1 компьютерный класс, 3 лаборантских (биология, физика, химия), 1 оружейная. В школе имеется большой и малый спортивные залы, две учебные мастерские, кабинет домоводства, столовая, актовый зал.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМА Школа расположена в микрорайоне, состав населения достаточно стабилен, миграционные процессы не имеют особой интенсивности. Перспектива на увеличение контингента учащихся есть – за счет жилищного строительства в микрорайоне, но рядом находятся МОУ СОШ №10 и гимназия «Интеллект», поэтому конкурентность среди школ достаточно высокая. В ближайшем окружении школы располагаются бассейн, детская художественная школа, кинотеатр, библиотека. Население микрорайона не имеет выраженной асоциальной направленности, но среди родителей есть пьющие, есть семьи с отрицательным влиянием на детей. В школе под опекой находятся 11 учащихся, из них 2 – дети сироты, у 9 учащихся родители лишены родительских прав. На школьном учете состоят 9 учащихся, из них 2 находятся на учете в КДН и ОВД.
Анализ итогов социальной диагностики социума школы Социальное положение: Рабочие – 25 % Интеллигенция – 20% Служащие – 27% Предприниматели – 13% Домохозяйки – 6 % Безработные – 6% Образовательный уровень: Высшее образование имеют 38% родителей; среднее специальное - 45 % родителей Они понимают значение приобретения прочного образования детьми. Это является подспорьем школы для мотивации получения учащимися образования.
Не все дети обладают крепким здоровьем: 651 (73%) учащихся занимаются в основной группе по физкультуре, в подготовительной группе – 211 (24%) учеников, в специальной – 5 (0,5%), освобождены от физкультурных занятий – 9 (1%), занимаются в группе ЛФК в МУЗ ВФД 11 учащихся.
Организационно-педагогическое «строение» школы РЕЖИМ РАБОТЫ: Школа работает в две смены – с 8-00 до 17.05 часов Продолжительность урока – 40 минут. Перемены – 5- 15 минут. Количество классов и учащихся по ступеням образования
Сведения о педагогах школы
В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Педагогам школы присущ позитивный настрой в отношении учащихся: соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.
Из 49 учителей имеют звания, награды: Отличник просвещения – 6 (12%) Имеют квалификационные категории – 43 учителя ( 87%) Высшая категория – 14 (29%) I категория – 16 (32%) II категория – 13 (26%)
Образовательный уровень педагогических кадров по предметам
Характеристика достижений школы Сведения об общей успеваемости учащихся
Итоги 2005-2006 учебного года
По успешности в учебе контингент учащихся неоднороден. Средний показатель качества знаний учащихся за последние годы – 40%. Результаты обучения легко проверяемы по поступлению в вузы.
Результативность поступления выпускников в учебные заведения на 04.09.2006г.
Учащиеся школы на протяжении последних лет активно участвуют в олимпиадах по предметам, различных конкурсах, где занимают призовые места.
Количество призовых мест в городской олимпиаде школьников 2005-2006 уч.год
Сравнительный анализ количества призовых мест в городских и краевых предметных олимпиадах школьников
Отличительными особенностями школы являются: - создание научно-методического совета; - использование новых образовательных технологий; - функционирование социально-психолого-педагогической службы; - работа научного общества учащихся; - работа школьного Музея боевой Славы - работа детских органов самоуправления; - создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса; На базе школы проводятся городские семинары и конференции.
В 2005 году школа стала победителем городского конкурса проектов: «Педагогические инновации в общеобразовательном учреждении», организованного комитетом по образованию администрации города.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план составлен с соблюдением нормативов регионального базисного плана. В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. В образовательных областях инвариантной части выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования. Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях учебного плана, на изучение курсов по выбору, факультативов, индивидуально-групповых занятий. В свете реализации программы «Одаренные дети», с целью стимулирования креативности учащихся, развития творческого потенциала личности учащихся в вариативную часть введены факультативы и спецкурсы: «Наглядная геометрия» (2-4 классы), «Наглядная геометрия» (5-6 классы), «Культура и речь» (5-6 классы), «Математика и конструирование» (2класс), «Экономика» (8-11 классы). Согласно рекомендациям по организации предпрофильной подготовки в учебный план введены элективные курсы для учащихся 9-х классов в количестве 68 часов из вариативной части. Для эффективности управления контроля и управления учебно-воспитательным процессом, принятия обоснованных решений необходимо обладать информацией о ходе образовательного процесса. В 2004 году была создана «Контрольно – диагностическая программа». Анализ контрольных срезов показывает, что еще более необходимо в процессе обучения учитывать индивидуальный подход к учащимся, согласовывать учителям уровень требований к детям при переходе из 3 в 5 классы. Качество знаний у учащихся и успеваемость не стабильны. Причины снижения довольно сложные: повышение требовательности учителей, снижением мотивации учебы у учащихся, болезнь учеников и учителей и т.д. Нельзя не признать, что данная проблема еще остается достаточно острой. Необходимо тесное взаимодействие семьи и школы, общественности. Проблемой является отсутствие правовой базы, повышающей ответственность родителей за воспитание детей. Следует обратить внимание на то, что слабым звеном достаточно большого количества учителей является индивидуальная работа с учащимися. Необходимо обратить внимание на подготовку учащихся к участию в олимпиадах по предметам: - в средней школе: физике, информатике, иностранному языку, географии, экономики; - в начальной школе: математике и русскому языку. С целью усиления внеклассной работы по предметам, в школе действует школьное научное общество, в котором работают три секции: «Юный философ», «Юный филолог», «Крокус». Ребята проводят исследовательскую работу, занимают призовые места на конкурсах. В этом плане учитель может воспользоваться еще одной возможностью, которым располагает личностно-ориентированное обучение – это проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся. К 35-летию Победы в школе создан Зал боевой Славы. Первая экспозиция была посвящена 18-й Армии, освобождавшей Кавминводы. Со временем экспозиция расширялась, охватывая тему «Ставропольский край во время войны и ставропольцы на фронтах Отечественной». Материалы музея используются на уроках истории, здесь проходят Уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы была проведена реконструкция музей, в городском конкурсе по патриотическому воспитанию школа заняла 1 место и награждена Грамотой и подарком. В перспективе планируется оформление сайта о работе школьного музея. Учителя школы работают с учащимися с повышенными способностями по Комплексно-целевой программе «Одаренные дети». Результат – победители, призеры, участники городских, краевых олимпиад, выставок, конкурсов, смотров, конференций НОУ, где учащиеся показывают высокий уровень подготовки и культуры. Во внеурочное время учащиеся посещают консультации, кружки и факультативы, принимают участие в подготовке и проведении творческих дел. В школе работают 17 факультативных курсов, кружки: вокальный, танцевальный, «Умелые руки», «ИЗО», «Валеология». Вся воспитательная работа в школе построена на основе современных методов и новаций и направлена на максимальное развитие личности. Создание воспитательной системы в школе осуществляется через совершенствование профессионального мастерства классных руководителей, включение школьников в комплекс коллективных творческих дел, повышение роли детского ученического самоуправления и работу детских организаций, активизацию работы с родителями через вовлечение их в общешкольные, классные дела познавательного, обучающего, развлекательного характера. Целостность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса: педагогов – предметников, психолога, организатора детского творчества, родителей, педагогов дополнительного образования, представителей общественности. Их деятельность будет координироваться «Возрастными образовательными программами», целью которых является включение ребенка в общность одного возраста, выработка у него «Я-позиции» при уважительном отношении к позиции других.
«От культуры и спорта к здоровому образу жизни». Эта программа призвана содействовать утверждению в жизни современного общества духовного и физического совершенствования учащихся, преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием, создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала подрастающей личности. Вместе с тем эффективность воспитательной работы еще недостаточна. Сложность состоит в том, что в микрорайоне недостаточно детских учреждений дополнительного образования. Поэтому задача школы максимальное введение кружков, секций. Особое внимание необходимо обращать на детей попавших в сложную жизненную ситуацию. Из 11 опекаемых детей только 3 учащихся заняты в кружках и секциях. Меры по социальной поддержке и защите обучающихся продолжают осуществляться – это бесплатное снабжение учебниками, учебными пособиями, летнем отдыхе в школьном лагере, работой психолога и социального педагога.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ И НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ
Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, свободной, соответствующей требованиям рыночной экономики, умеющей делать осознанный выбор, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, позаботится о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынке труда. Логичен и обоснован в связи с этим акцент в функционировании образовательного учреждения на создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования, допрофессиональной подготовки т.е. создание адаптивной системы обучения. Таким образом, для развития школы необходимо решить ряд проблем, нерешенность которых сдерживает реализацию образовательных перспектив и стратегии школы: 1. Проблема перехода на субъект – субъектные отношения в учебно – воспитательном процессе. 2. Неполное использование элементов эффективных технологий, с целью углубления индивидуальной работы с учащимися. 3. Неполная мотивация педагогического коллектива на использование возможностей внеклассной работы по предмет. 4. Проблемы, связанные с переходом к профильной школы. 5. Не достаточная информационная культура педагогов. 6. Проблема совершенствования системы управления школой.
Для решения выделенных проблем и разрабатывается программа развития школы, определяются основные концептуальные положения.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА При анализе нынешнего этапа развития школы была составлена характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению, которая складывалась из следующих основных компонентов: 1. Государственный заказ. Его содержание связано с тем, чтобы школа создавала условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей образование и обладающей гражданской ответственностью. 2. Потребности обучающихся, которые были выявлены в ходе опроса и анкетирования. Учащиеся хотят учиться в красивой, уютной школе, в которой можно получить качественное образование, достаточное для поступления в вуз, пообщаться со сверстниками, можно чувствовать себя защищенным, раскрывать свои способности. 3. Ожидания родителей, которые выявлены в ходе анкетирования. Родители желают, чтобы ребенок обучался в комфортных условиях, посещал кружок или спортивную секцию, сохранил свое здоровье. Пожелания родителей, касающиеся направленности развития школы: – улучшение условий для развития личности ребенка; – обучение и воспитание детей с учетом интересов, склонностей и уровня учебных возможностей; – квалифицированное кадровое и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; – развитие сложившейся системы воспитательной работы, нацеленной на самоопределение, саморазвитие личности ребенка; – расширение сети кружков и спортивных секций; – улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и здоровьесберегающей среды. 4. Профессионально-педагогические потребности педагогов (установлены в ходе бесед, опросов, обсуждений школьных проблем). Учителя хотят работать в комфортных условиях, имея возможность реализовывать свои профессиональные возможности, повышать уровень своей компетентности в коллективе единомышленников под руководством заинтересованной в их потребностях администрации, получая за свой труд достойную зарплату.
|
Дата последнего изменения этого узла 12.02.2004