В раздел
Материал
подготовила учитель русского языка и литературы Ефименко Лариса Николаевна
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
УРОКА
1. Цели: познавательные, практические,
общепредметные (воспитательная работа, развитие логического мышления,
навыков самостоятельного пополнения знаний).
2. Содержание (знания, умения, навыки, опыт
творческой деятельности, нормы эмоционального отношения к миру, к обществу и
к себе).
3. Принципы (экстралингвистический,
функциональный, структурно-семантический, уровневый,
нормативно-стилистический, исторический).
4. Методы: познавательные (сообщение, лекция,
беседа, самостоятельный анализ языкового материала); практические
(упражнения разных видов).
5. Этапы проверки и о п р о с а: проверка
знаний, умений и навыков, ОТД (опыта творческой деятельности, т. е. речевых
умений), НЭОМ (норм эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе);
объяснения (осознанное восприятие, запоминание,
воспроизведение);
закрепления (репродуктивные,
репродуктивно-продуктивные, продуктивные упражнения).
6. Средства обучения (печатные, экранные,
звуковые, экранно-звуковые, электронные).
Анализ личностно-ориентированного
урока
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
(ЗАПОЛНЯЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА)
со
СП
Вид |
Основные критерии |
Проявленные критерии
(комментарии наблюдателя на обратной стороне листа) |
|
1 урок |
2 урок |
3 урок |
|
Всегда |
Иногда |
Нет |
Всегда |
Иногда |
Нет |
Всегда |
Иногда |
Нет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Использование субъектного
опыта ученика |
1.
Выявление этого опыта
путем постановки вопросов.
2. Организация обмена
содержания субъектного опыта между учениками.
3. Поддержка учителем
наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.
4. Выстраивание на их
основе изучения нового материала (понятия, приема).
5. Обобщение и
систематизация субъективного опыта учеников на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Применение учителем на
уроке разнообразного дидактического материала |
1. Использование учителем
разных источников сообщения информации.
2. Инициирование
выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных.
3. Предложение на выбор
заданий различных типов, видов и форм.
4. Стимулирование учащихся
к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями.
5. Применение карточек с
описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характер педагогического
общения на уроке |
1. Уважительное и
внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его
успеваемости.
2. Обращение к ученикам по
имени.
3. Беседа с детьми не
«свысока», а «глаза в глаза».
4. Поддержка учеников
улыбкой прикосновениями и т. д. (невербально).
5. Поощрение в школьнике
чувства независимости, уверенности в себе при ответе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активизация способов
учебной работы |
1. Стимулирование учеников
к применению разнообразных способов учебной работы.
2. Анализ всех
предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения).
3. Обсуждение наиболее
рациональных способов.
4. Выявление наиболее
личностно-значимых способов, сложившихся у учеников.
5. Оценивание не только
результата, но и процесса выполнения задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявление гибкости
учителя в работе на уроке |
1. Организация атмосферы
включенности каждого ученика в работу класса.
2. Предоставление детям
возможности проявить избирательность к видам работы, характеру
учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке.
3. Создание условий,
позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь
ошибиться, получить плохую отметку). 4. Проявление отзывчивости учителя
к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный
разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции).
5. Оказание помощи детям,
не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность
оценкой их работы и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура самоанализа |
Показатели оценки |
1. Правильность выбора
цели урока |
1.
Комплексный характер
цели: наличие образовательного, развивающего аспектов.
2. Реальность достижения
цели на уроке.
3. Связь цели данного
урока с целями предшествующих учебных занятий.
4. Состоялось ли и на
каком уровне принятие цели урока детьми, ее осознание и мотивация
учебной деятельности? |
2. Выбор типа урока |
1. Соответствие выбранного
типа урока его цели.
2. Влияние правильности
выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока |
3. Структура урока |
1. Соответствие структуры
урока его типу и дидактическим целям.
2. Наличие в структуре
урока этапов, дополняющих его дидактическую основу.
3. Наличие взаимных связей
между этапами.
4. Влияние структуры урока
на достижение его цели |
4. Отбор содержания, форм
и методов обучения на каждом этапе урока |
1. Научность и доступность
учебной информации.
2. Глубина содержания,
полнота его передачи.
3. Соответствие форм и
методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между Ними
взаимных связей.
4. Какие из форм
познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это
вызвано, оправдано? Оказало ли эго существенное влияние на достижение
цели урока? |
Структура самоанализа |
Показатели оценки |
5. Итоги урока, оценка
результативности урока |
1.
Какие приращения в ЗУН
учащихся состоялись, соответствует ли это цели урока?
2. Уровень достижения
цели:
• полностью;
• частично;
• не достигнута.
3. Что оказало
положительное влияние на достижение цели урока?
4. Что препятствовало
полному достижению цели урока?
5. Урок в системе уроков.
Что нуждается в дополнительном изучении на следующем уроке? |
|
|
|