31.07.07

 

В раздел

Материал подготовила учитель русского языка и литературы Ефименко Лариса Николаевна

  

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА

 

1.    Цели: познавательные, практические, общепредметные (воспитательная работа, развитие логического мышления, навыков самостоятельного пополнения знаний).

2.    Содержание (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, нормы эмоционального отношения к миру, к обществу и к себе).

3.    Принципы (экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, уровневый, нормативно-стили­стический, исторический).

4.    Методы: познавательные (сообщение, лекция, беседа, са­мостоятельный анализ языкового материала); практиче­ские (упражнения разных видов).

5.    Этапы  проверки  и о п р о с а: проверка знаний, уме­ний и навыков, ОТД (опыта творческой деятельности, т. е. речевых умений), НЭОМ (норм эмоционального отноше­ния к миру, к обществу, к себе);

объяснения   (осознанное восприятие, запоминание, воспроизведение);

закрепления (репродуктивные, репродуктивно-продуктивные, продуктивные упражнения).

6.    Средства обучения (печатные, экранные, звуковые, экранно-звуковые, электронные).


Анализ личностно-ориентированного урока

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАПОЛНЯЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА)

со

СП

Вид

Основные критерии

Проявленные критерии (комментарии наблюдателя на обратной стороне листа)

 

 

 

1 урок

2 урок

3 урок

 

 

 

Всегда

Иногда

Нет

Всегда

Иногда

Нет

Всегда

Иногда

Нет

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Использование субъектного опыта ученика

1. Выявление этого опыта путем постанов­ки вопросов.

2. Организация обмена содержания субъектного опыта между учениками.

3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.

4. Выстраивание на их основе изучения но­вого материала (понятия, приема).

5. Обобщение и систематизация субъектив­ного опыта учеников на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала

1. Использование учителем разных источ­ников сообщения информации.

2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных.

3. Предложение на выбор заданий различ­ных типов, видов и форм.

4. Стимулирование учащихся к выбору та­кого материала в соответствии с их личны­ми предпочтениями.

5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер педагогического общения на уроке

1. Уважительное и внимательное выслуши­вание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

2. Обращение к ученикам по имени.

3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза».

4.  Поддержка учеников улыбкой прикос­новениями и т. д. (невербально).

5. Поощрение в школьнике чувства незави­симости, уверенности в себе при ответе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация способов учебной работы

1. Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы.

2. Анализ всех предлагаемых способов (учи­тель не навязывает своего мнения).

3. Обсуждение наиболее рациональных спо­собов.

4. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников.

5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление гибкости учителя в работе на уроке

1.  Организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса.

2. Предоставление детям возможности про­явить избирательность к видам работы, ха­рактеру учебного материала, темпу выпол­нения заданий на уроке.

3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку). 4. Проявление отзывчивости учителя к эмо­циям ученика (не прерывает радостные вос­клицания, спокойный разговор по поводу об­суждаемой темы, снимает негативные реак­ции).

5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

ПРОГРАММА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ (ПО В. И. ЗВЕРЕВОЙ)

 

Структура самоанализа

Показатели оценки

1. Правильность выбора цели урока

1.  Комплексный характер цели:  наличие образовательного, развивающего аспектов.

2. Реальность достижения цели на уроке.

3. Связь цели данного урока с целями пред­шествующих учебных занятий.

4. Состоялось ли и на каком уровне приня­тие цели урока детьми, ее осознание и моти­вация учебной деятельности?

2. Выбор типа урока

1. Соответствие выбранного типа урока его цели.

2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока

3. Структура урока

1. Соответствие структуры урока его типу и дидактическим целям.

2. Наличие в структуре урока этапов, допол­няющих его дидактическую основу.

3. Наличие взаимных связей между этапами.

4. Влияние структуры урока на достижение его цели

4. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока

1. Научность и доступность учебной инфор­мации.

2. Глубина содержания, полнота его передачи.

3.  Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Нали­чие между Ними взаимных связей.

4. Какие из форм познавательной деятель­ности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли эго су­щественное влияние на достижение цели урока?

Структура самоанализа

Показатели оценки

5. Итоги урока, оценка результатив­ности урока

1. Какие приращения в ЗУН учащихся со­стоялись, соответствует ли это цели урока?

2. Уровень достижения цели:

• полностью;

• частично;

• не достигнута.

3. Что оказало положительное влияние на до­стижение цели урока?

4. Что препятствовало полному достижению цели урока?

5. Урок в системе уроков. Что нуждается в до­полнительном изучении на следующем уроке?

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100  

Дата последнего изменения 31.07.2007

Hosted by uCoz