31.07.07
|
||||||||||||||||||||||
Материал подготовила учитель русского языка и литературы Ефименко Лариса Николаевна
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ ЧЕРЕЗ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
|
||||||||||||||||||||||
Как известно, учебно-познавательный процесс в школе имеет следующую структуру: целеполагание, содержание, потребности и мотивы, организация обучения, регулирование и контроль, оценивание результатов. В соответствии со структурой учебно-познавательного процесса вычленяется структура обучающей деятельности учителя: определение целей учебно-познавательной деятельности учащихся; отбор содержания обучения; формирование потребностей в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности; организация обучения; организация контроля за обучением; анализ результатов обучения. Каждый структурный элемент обучающей деятельности педагога вообще и учителя в частности предполагает определенную систему профессионально-методических умений. Эти микросистемы умений учителя составляют второй тип учебного материала по курсу любой предметной методики, в том числе и методики преподавания русского языка. Круг профессионально-методических умений нагляднее всего определять и описывать через структурные элементы обучающей деятельности учителя. В связи с этим профессионально-методические умения учителя русского языка могут быть разделены на шесть групп или уровней: 1. Умения, связанные с определением целей обучения: — видеть цели обучения, определенные федеральным базовым компонентом образования по русскому языку и программой; — группировать цели обучения в зависимости от этапов учебно-познавательного процесса (передача знаний, формирование знаний и умений, контроль, воспитание и развитие средствами предмета, самообразование); — формулировать цели раздела, темы, урока с учетом характера языкового материала, типов и видов формируемых умений, возрастных особенностей учащихся, типа урока, общепредметных задач; — корректировать цели урока; — анализировать цели урока с точки зрения их соответствия теме, типу, содержанию урока. 2. Умения, обеспечивающие отбор содержания обучения: — видеть состав содержания обучения русскому языку на уровне федерального базового компонента образования, действующих учебников, экспериментальных учебных пособий, программ курсов углубленного изучения русского языка, коррекционно-развивающих программ; — группировать содержание обучения по типам учебного материала; — сравнивать содержание обучения параллельных программ и учебников; — отбирать учебный материал на конкретную тему с учетом познавательных, практических, обще предметных целей обучения; трудностей усвоения языкового материала; — структурировать содержание обучения в авторских программах, календарных и тематических планах для разных уровней обучения: общеобразовательного, углубленного, компенсирующего.На этой основе профессионально-методические умения каждой из шести групп могут быть разделены на опознавательные, аналитические, синтетические. Опознавательные умения — это умения видеть в готовом уроке русского языка технологические элементы разного уровня (структуры, содержания, целеполагания, принципов, методов и т.д.) и называть их, пользуясь метаязыком методики как науки. Указанные умения формируются на первом этапе усвоения курса методики преподавания русского языка и связаны с процессом первичного овладения метаязыком данной науки. Аналитические умения — это профессионально-методические умения второго порядка, которые могут быть сформированы только на базе опознавательных и призваны вооружить будущего учителя способностью не только правильно называть те или иные методические явления, пользуясь метаязыком науки, но и устанавливать связи между ними, оценивать методическую целесообразность этих связей. В состав аналитических умений, например, включаются умения анализировать функции, содержание, связи структурных элементов урока русского языка, оценивать методическую целесообразность избранного пути познания нового языкового материала, судить о степени эффективности предложенной учителем системы методов формирования умений определенного типа и вида и т. п. Уровень сформированности аналитических умений наиболее ярко обнаруживается в таком жанре профессиональной речи учителя как методическая рецензия на урок русского языка. Методическая рецензия — это жанр профессиональной речи учителя, в основе которого лежит сравнение методики конкретного, проведенного учителем уроком русского языка с моделью урока, составленной с учетом современных психолого-методических требований. На опознавательных и аналитических профессионально-методических умениях базируются умения синтетического типа. Данные умения связаны с самостоятельной организацией учителем процесса обучения русскому языку во всех его направлениях и формах. Основная организационная форма обучения русскому языку в школе — урок. Учителю в практике преподавания ежедневно приходится решать проблему планирования эффективного урока как исходного организационного звена всего дидактического процесса. Научиться успешно решать эту проблему можно, если овладеть педагогической технологией построения урока русского языка. Под педагогической технологией понимают совокупность психолого-педагогических, методических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Педагогическая технология реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определенной темы учебного курса, организация уроков по ознакомлению с новым материалом, отработке умений, контролю изученного и т. п. Овладеть технологическими процессами уроков русского языка — это значит научиться посредством педагогической технологии к минимуму сводить педагогические экспромты в практическом преподавании. Одним из эффективных средств овладения педагогической технологией урока русского языка является предварительное его проектирование или методическое обоснование. Проект урока — это развернутое научно-методическое планирование (обоснование) его построения на уровне целей, принципов, методов, средств обучения с учетом особенностей содержания программного учебного материала. Современный учитель-профессионал должен не столько уметь озвучивать поурочные разработки, предлагаемые ему через различные пособия, сколько создавать научно обоснованные проекты уроков на определенную тему программы, обнаруживая понимание психологических, дидактических, методических, лингвистических закономерностей построения процесса обучения русскому языку. Умение проектировать урок — одно из профессионально-методических умений синтетического типа, реально возможное при условии прочно сформированных опознавательных и аналитических умений. Настоящее пособие содержит комплекс материалов, которые могут помочь студенту-словеснику и начинающему учителю в овладении всеми тремя типами профессионально-методических умений. Основная часть пособия соответствует структуре методического обоснования (проекта) урока русского языка: целеполагание, принципы обучения, методы обучения. В каждом разделе пособия излагаются базовые теоретические сведения по определенному направлению методического обоснования урока русского языка, даются практические рекомендации по их использованию, приводятся образцы фрагментов методического обоснования уроков русского языка разных типов. В заключение предлагается серия методических проектов уроков русского языка по отдельным разделам программы. Пособие может использоваться как на этапе овладения метаязыком методики преподавания русского языка, так и на этапе деятельностного усвоения технологии построения урока русского языка.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Общая характеристика целей обучения
В структуре обучающей деятельности учителя, как и в структуре учебно-познавательного процесса в школе, целеполагание (определение целей учебно-познавательной деятельности учащихся) является первым и самым важным компонентом. Подготовка учителя к уроку всегда начинается с продумывания вопроса о дидактических целях. Именно цели урока определяют его содержание, структуру и методику, а в конечном итоге — его обучающий эффект. Чем глубже, многоаспектнее, с учетом межуровневых и внутриуровневых связей, общепредметных задач видит цели урока учитель, тем более системные знания получает ученик, тем более успешно осуществляется процесс его умственного и нравственного развития. Цели обучения учащихся обычно формулируются в программах и методических пособиях в виде определенного перечня. При этом осуществляется дифференциация целей обучения в зависимости от типа учебного материала: цели обучения, регламентирующие сумму знаний; цели обучения, очерчивающие круг умений и навыков; цели обучения, связанные с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, формированием мировоззрения. Это не значит, что между отдельными целями обучения отсутствует внутренняя связь, что знания усваиваются сами по себе, параллельно с ними формируются умения и происходит развитие мышления, нравственное становление ребенка. Безусловно, обучение — это целостный процесс, объединенный задачей развития умственного, нравственного и физического, то есть общего психического развития ребенка. Преподавая тот или иной учебный предмет, учитель должен, с одной стороны, осознавать и обеспечивать целостность учебного процесса, с другой стороны, видеть его составляющие применительно к конкретной области знаний, понимать психологические особенности овладения знанием (в широком понимании этого слова), в нашем случае знанием о системе языками самой этой системой. Так, психолингвистами установлено: «То, что складывается в голове человека при овладении системой языка, отнюдь не тождественно самой этой системе. В голове человека система языка представлена (репрезентирована) в специфической психологической форме. Поэтому объективная система языка никак не может быть прямо и непосредственно «пересажена» в голову человека. Для того чтобы овладеть языком, человек должен выработать, сформировать свои собственные технологические структуры, и именно в этом вся суть языкового развития, суть приобретения языковой способности или языковой компетенции». В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому языку. Научить русскому языку — это значит обеспечить формирование компетенции следующих типов: 1) языковой; 2) лингвистической; 3) правописной; 4) коммуникативной. Под языковой компетенцией понимается владение системой языка, самим языковым материалом. К периоду школьного возраста дети уже практически владеют родным языком, поэтому задача формирования языковой компетенции подразумевает обогащение словарного и фразеологического запаса; усвоение фонетических словообразовательных, морфологических, синтаксических литературных норм, обогащение грамматического строя речи новыми синтаксическими конструкциями. Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке; усвоение определенного комплекса понятий, связанных с единицами и категориями разных уровней системы языка; элементарные представления о роли русского языка в жизни общества, его месте в мировой системе языков, об исторических изменениях в системе языка, методах лингвистического анализа, выдающихся лингвистах; становление на этой основе научно-лингвистического мировоззрения; формирование учебно-языковых умений (опознавательных, классификационных, аналитико - синтетических). Правописная компетенция — это знание системы орфографических и пунктуационных понятий, а также овладение системой правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической/пунктуационной грамотности. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий (понятий лингвистики речи), систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата, стиля. Осмысление учителем содержания обучения русскому языку через названные типы компетенции обеспечивает более глубокий уровень теоретического понимания целей преподавания русского языка. Учитель-словесник должен представлять цели обучения русскому языку в обобщенном виде и уметь развернуть каждую из общих целей в уроке на конкретную тему программы, при этом учитывая познавательно-практическую направленность школьного курса русского языка, а также необходимость решать средствами русского языка как учебного предмета общепредметные задачи.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Специальные
|
Дата последнего изменения 31.07.2007