14.06.07

 

В раздел

О воспитании творческого подхода к написанию сочинений на уроках литературы

Одной из самых важных и серьёзных задач учителя-словесника является формирование у учащихся умения мыслить творчески, самостоятельно. Это тем более необходимо, что одной из форм государственной итоговой аттестации по русскому языку к литературе является творческо-аналитическая работа в форме сочинения на заданную тему. Вопрос написания сочинения являет собой немалую проблему, возникновение которой объясняется тем, что к выпускному классу чуть ли не две трети учащихся теряют даже те немногие «литературные таланты», что были им свойственны в более раннем возрасте.

Обратимся к литературе как предмету школьного изучения, где само чтение художественного произведения предполагает сотворчество автора и читателя, а одна из целей обучения - развитие литературно-художественных задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Не секрет, что большинство школьников не любят писать сочинение. Если проследить мотивировку этого факта, то выяснится, что многие учащиеся слабо владеют литературным языком, у них не воспитаны потребность и умение воплощать свои мысли в художественные образы. Многие старшеклассники связывают своё отрицательное отношение к письменным работам с невозможностью высказывать свободно своё мнение по тем или иным проблемам, с тем, что сама формулировка тем сочинений предполагает заданный ответ, исключая возможность самостоятельного мышления.

Напрашивается вывод о том, что сама форма литературного сочинения не должна из творческой работы превращаться в заурядную проверку знаний учащихся. Требования к знаниям не стоит ограничивать элементарным воспроизведением «готовых ответов», данных учителем на ряде уроков, а творческий уровень работы, владение художественным словом необходимо сделать одним из основных требований к написанию сочинения.

Формальные, «надиктованные» или списанные сочинения не затрагивают интересов учащихся, не вызывают душевных порывов, желания поделиться своими мыслями и чувствами. В лучшем случае получается логизированное изложение прочитанного или услышанного на данную тему. В подобных работах редко можно найти свежую мысль, заметить личную позицию пишущего, обнаружить какие-либо размышления, критические высказывания. Не приносят они и пользы для углубления литературных знаний учащихся, так как подлинное углубление в искусство слова требует самостоятельного осмысления художественного произведения, проникновения в авторский замысел, обнаружения связейпрочитанного и изученного с жизнью, современностью, его исторического и общечеловеческого смысла и значения.

Как правило, школьники любят писать сочинения у тех учителей, которые знают их интересы, вносят в письменную работу возможность эмоционального отклика на прочитанное, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных случаев.

Непосредственная  реакция на только что прочитанную книгу позволяет учителю корректировать работу с текстом, учитывать интересы учеников, давать индивидуальные домашние задания. Именно поэтому целесообразно вводить в систему развития речи сочинения-миниатюры, раскрывающие личное восприятие художественного произведения. Их темы должны носить обобщающий характер: «Мои раздумья над страницами романа», "Отцы и дети"", «Что мне непонятно в образе Печорина», «Какие страницы ""Мертвых душ" было особенно интересно читать». Такие работы рассчитанные на урок или на часть урока помогают воспитывать у школьников личное, эмоциональное отношение к изучаемому произведению, эмоциональное отношение к изучаемому произведению; они дают ребёнку возможность высказать свои мысли, откликнуться на мысли писателя, учат анализировать, сопоставлять литературные явления, внимательно относиться к художественным деятелям.

Замечено, что поэма «Мёртвые души», как и сатирическое творчество Н. В. Гоголя вообще, трудно воспринимается старшеклассниками. После её изучения у ряда школьников остаются превратные впечатления о героях. Они говорят о "доброте Манилова" , вежливости Чичикова", умеющего '"Поладить" с любым человеком, вписаться в ситуацию. Это обнаруживает абсолютное не восприятие детьми сатиры Гоголя. Конечно, поэтому нужно больше читать в классе, заранее продумывать комментарий по ходу чтения, систему вопросов по тексту произведения, включать в собеседование выразительное чтение фрагментов теми учениками, которое понимают гоголевский "смех сквозь слёзы". Подготовкой к итоговому сочинению по поэме служат небольшие письменные работы , например, письменный ответ на вопрос (какие эпизоды из детства Павлуши Чичикова вам особенно запомнились и почему? Что вас удивило в обстановке дома Манилова? Почему автор назвал Ноздрёва Историческим" человеком?), анализ портрета героя (Что можно сказать о Собакевиче по его портрету? Какими портретными средствами раскрывает автор натуру Плюшкина?), анализ художественных деталей, с помощью которых Гоголь воспроизводит картину современности. Последующее коллективное обсуждение работ, рецензирование, повторное чтение текста

приближают школьников к пониманию внутреннего мира героев «Мёртвых душ», а значит и самой идеи произведения. Ученикам не навязываются готовью выводы, они сами постепенно осознают отношение Гоголя к миру «мёртвых душ».

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и его экранизации (театральной постановки).

Хорошим подспорьем в развитии творческой мысли учащихся может являться индивидуальная и групповая работа по карточкам.

К примеру, учитель дает фрагмент произведения с описанием портрета героя и просит ученика письменно раскрьпь его личность, опираясь на авторские характеристики и детали, выявить к нему отношение автора и выразить своё. Сильному ученику, хорошо знающему текст. Можно предложить карточку с заданием, которое предполагает как бы продолжение авторской мысли (Что произойдёт в доме Фамусова после отъезда Чацкого? Какой вам представляется дальнейшая судьба Евгения Онегина? Нэвая встреча с героями пьесы Горького «На дне»); нужно помнить что эта форма литературного творчества требует необходимости соблюдения принципа историзма, логики в развитии ситуации, умение занять позицию, близкую автору произведения. Результаты работы по карточкам также следует обсуждать коллективно, давая возможность классу приобщиться к творческой работе одноклассников.

Сочинение - одно из самых сильных средств, способствующих развитию мысли ученика, росту епю сознательного отношения к жизни. Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы

Зачастую учитель при написании домашнего сочинения лишает школьников вообще какой-либо помощи! Это толкает их на списывание. Решить эту проблему призвана педагогика сотрудничества, дающая учителю возможность находить разнообразные пути помощи начинающим авторам проявить уважение к сочинительскому трупу. Так в старших классах можно вводить использование семинаров-практикумов. Для детей представляет трудность использовать несколько источников при написании сочинения на литературную тему. Семинар-практикум дает возможность показать на конкретных примерах, как для доказательности основных мыслей-тезисов сочинения используются цитаты из художественного текста, высказывания критиков, писателей, учёных-литературоведов. Это можно сделать путём

сопоставления мнений, подтверждения своей мысли цитатой из текста или критических материалов, оспаривания тех, или иных позиций, вынесенных на страницы учебника литературы: Во время практикума школьники учатся делать ссылки на использованные источники, оформлять сноски. В зависимости от практической подготовки учащихся можно дать различные индивидуальные самостоятельные упражнения. Например, подтвердить правильность своих суждений путем противопоставления и прямого отрицания мнения автора используемого источника, Вместе с тем практикум должен ещё раз показать, что главное в сочинении — собственные размышления о прочитанном произведении, отражение личного восприятия его проблем и героев.

Полезен практикум по развитию умения составления рецензии. Возможен такой путь его проведения. Учащимся предполагается прочитать дома 4-5 рассказов (например Чехова, Бунина, Шукшина). На уроке один из них коллективно рецензируется. После этого ученики пишут рецензию на любой из оставшихся рассказов по выбору. Во время работы каждый ученик имеет право обратиться с вопросом к учителю, пользоваться словарем, учебником, справочниками. Возможна групповая работа В зависимости от выбора рассказа ученики объединяются в группы, обсуждают планы рецензии, её основные положения, а затем пишут самостоятельно.

Приметный план рецензии может быть таким:

1.  Что   вы  знаете  об   авторе  рассказа,   какие  его
произведения читали?

2.  Какие мысли  и чувства возникали при чтении
рассказа?      Какие      проблемы      и      герои      особенно
заинтересовали?

3.            Что  нового вы узнали из  этого произведения?
№сколько актуальны поставленные в нём проблемы?

4.  Что особенного понравилось (не понравилось)?

5.  Какой группе читателей вы порекомендовали бы
прочитать этот рассказ?

Выполнив в классе основную работу, учащиеся могут совершенствовать  рецензию дома.

Интересен и нестандартен в подготовке к письменной творческой работе опыт участия преподавателя в написании сочинений. Учитель пишет сочинение на одну из тем и проводит его анализ, наряду с работами учащихся. Воспитание личным примером, обучение с демонстрацией личного опыта рождает атмосферу доверия, уважения, развития творческой самостоятельности.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлосатъ полученные впечатления для литературных опытов. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая творческое мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить с пером в руках», формирует в творческую личность. При этих условиях сочинение не превращается в тяжкую повинность, а служит самопознанию ребёнка, самовыражению, духовному и нравственному разврпию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100  

Дата последнего изменения 14.06.2007

Hosted by uCoz