15.06.07

 

В раздел

 Урок информатики для 5 класса

«Передача информации»

 Разработал учитель информатики Холодная О.А.

 

 

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

•  сформировать представление об информационном процессе передачи информации;

•   ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

      сформировать интерес к истории края, к произведениям литературы, а так же к художественному искусству.

Задачи урока:

образовательные:

·        повторение пройденного материала;

·        рассмотрение некоторых вопросов из истории, в том числе истории края.

развивающие:

·        развитие умения анализировать, делать выводы;

·        развитие внимания, памяти, логического мышления;

воспитательные:

·        развитие познавательного интереса;

·        развитие творческой активности учащихся;

·        формирование культуры работы в группах.

Используемые методы обучения:

      по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

      по степени взаимодействия учителя и учащихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа;

      по характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Основные понятия:

     источник информации;

     информационный канал;

     приемник информации.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, диск с презентацией. На столах учащихся: карточки с названием вида информации.

План урока:

1        Орг. Момент

2        Проверка усвоения изученного материала:

а         Устный опрос  

б        Обсуждается задание № 4 на стр. 18

3        Исторический экскурс в прошлое (демонстрационный материал).  

4        Физ.минутка    

5        ОНМ

а         Подведение класса к новой теме урока   

б        Объявление темы урока 

в        Актуальность темы в современной жизни  

г         Правило передачи информации     

д        Схема передачи информации        

е         Примеры               

6        ЗНМ

а         Совместном выполне­ние заданий. 

б        Творческое задание по группам.

7        Подведение итогов урока 

8        Выставление оценок

9        Домашние задание: § 1.5, вопросы 1-4; РТ: № 6 на стр. 12.

 

 

Ход урока

слайд 1

1.      Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о действиях человека с информацией. Совершим экскурс в прошлое и выведем правило, как человек передает информацию. Но для начала вспомним основные определения.

 

2.      Проверка усвоения изученного материала:

 

а         Устный опрос

·        Что такое информация?

Ответ: знания человека.

·        Какие действия человек совершает с информацией?

Ответ: хранение, преем, передача и обработка информации.

·        Как человек хранит информацию?

Возможные ответы учеников: в уме , на бумаге и др носителях

·        Какие виды информации вы знаете?

Ответ: текстовая, цифровая, графическая, звуковая и видео информация   

слайд2

 

Для дальнейшей работы мы разобьемся на 5 групп по видам информации.

На парты учеников раскладываются таблички с названием вида информации в зависимости от выбора группы.                 

·        А сейчас каждая из групп приведет пример как люди хранят информацию их вида.

Возможные ответы учащихся:

Текстовая и цифровая информация представлена в книгах, свитках на скалах.

Графическая информация за­печатлена в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведе­ниях великих мастеров. Изобретённая в 1839 году фотография позволила со­хранять для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Звуковая информация за­печатлена в произведениях композиторов, Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью запи­си нот.

В середине прошлого столетия в Японии было налаже­но производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения зву­ковой информации.

О видео информации: в 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).

·        А где сейчас можно хранить информацию любого вида?

Современный компьютер может хранить в своей памя­ти различные виды информации: текстовую, графиче­скую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

·        Объясните своими словами, что такое носитель инфор­мации.

Ответ: носитель – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации.

·         Какие носители информации вам известны?

Возможные ответы учеников: носителями информации служат лазерные диски, флэш – карты, дискеты, бумага и др.

·        Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Ответ – бумага.

 

слайд 3

б        Обсуждается задание № 4 на стр. 18 учебника                                 

В  следующих  примерах  укажите  информационный носитель и поднимите руки те группы , чей вид  информации представлен в примере. Например: письмо от друга. Носитель – бумага. Вид информации – текстовая, значит руку должна поднять группа, с этим видом информации.

Носитель

Пример

Форма представления

Бумага

Письмо от друга

Текстовая информация

Металл

Табличка с номером дома

Цифровая

Бумага

Билет на самолёт

Цифровая

Текстовая информация

Бумага

Газета

Цифровая

Текстовая информация

Графическая

Кинопленка,

Лазерный диск

Кинофильм

Графическая

Видео информация

 

слайд 4

 

 

3.      Исторический экскурс в прошлое

А сейчас мы совершим исторический экскурс в прошлое и посмотрим, как же раньше передавали информацию и какие носители существовали.

Слайд 5

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разре­шают что-либо.

Назовите, что означают данные символы?

Ответ:1- олимпиада, 2 – медицина, 3 – внимание, 4 – движение по кругу, 5 – стоянка запрещена.

Есть и у нас на рабочем столе такие знаки, назовите их.

Как называются все эти символы? Ответ- пиктограммы.

Слайд 6

В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Слайд 7

 

Канадские индейцы разводили костры, дым ко­торых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом рас­стоянии

Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки.

А у австралийских аборигенов  (аборигены  -  это коренное население страны, в данном случае Австралии) есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым».

Слайд 8

В Африке известия передавались от одного поселения к дру­гому дробью большого барабана - тамтама.

Слайд 9

Когда-то давно, во время правления Князя Владимира, при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Сигнал, передаваемый такой эстафетой,  быстро облетал все княжество.

Известно также применение костровой связи и у нас на Кавказе.

 

Слайд 10

Однако языки сигналов не могут "принять на себя" все, что людям надо сообщать друг другу. Для того чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг - создать письменность

Но как же и кто создал писмена? "Нам никогда не узнать, как это происходило", — может быть, подумаете вы.

Слайд 11

Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за гене­рала.

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Слайд 12

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменно­сти. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям мед­вежью услугу.

? Какие же носители информации существовали в прошлом?

 

4. Физ.минутка

 

5.      ОНМ

a.      Подведение класса к новой теме урока

А для чего еще нужны носители? (Ответ для передачи информации.)

 

б. Объявление темы урока

слайд 13

Правильно и тема нашего урока:  «Передача информации»

Сегодня на уроке вы должны:

 

Знать:

Уметь:

понятия:

·        источник информации;

·        приемник информации;

·        информационный канал (односторонний и двухсторонний).

 

 

в ситуации выделить: 

·        источник связи;

·        приемник связи;

указать канал связи;

определить характер канала связи.

                                            

в. Актуальность темы в современной жизни

Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с пе­редачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача инфор­мации происходит при чтении книг, при просмотре те­лепередач.

Ребята приведите примеры из своей жизни, когда вы или вам передавали информацию.

 

г. Правило передачи информации

В передаче информации всегда участвуют две сторо­ны: тот, кто передаёт информацию (источник информа­ции), и тот, кто её получает (приёмник информации).

Органы чувств человека выполняют роль биологиче­ских информационных каналов. Но существуют и технические каналы связи, с помощью которых люди обмениваются информацией. Как вы думаете какие? Добиться ответа о телефоне, радио, телевиде­ние, компьютере,  письме или записке (бумаге).

 

д. Схема передачи информации

слайд 14

Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой: 

 

 

е. Примеры:

Слайд 15            

При переходе дороги на регулируемом перекрёстке вы воспринимаете зелёный сигнал светофора как разрешение пе­рейти дорогу. Назовите источник информации приемник и канал связи.

Ребята, а как правильно нужно переходить дорогу в данной ситуации?

В этом случае

Слайд 16

Играя в компьютерную игру, вы постоянно обменивае­тесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете получен­ную информацию и передаёте компьютеру с помощью кла­виатуры или мыши некоторые управляющие команды.

Как вы думаете, кто в данном случае источник информации,  приемник информации и канал связи?

Слайд 17

В свою очередь, компьютер принимает и обрабатывает ваши команды, отображая результат обработки на экране дисплея. Этот взаимный обмен информацией происходит на протяжении всей игры.

А в этом случае кто является  источником информации,  приемником информации и каналом связи?

Исходя из данных примеров, можно сделать вывод, что иногда информация передаётся в одну сторону, но бывают такие ситуации, когда происхо­дит взаимный обмен информацией. Это зависит от характера канала связи.

Слайд 18

Итак канал связи может быть: как в первом примере – односторонним, или

двухсторонним, как во втором и третьем примере. Обратите внимание, что при двухстороннем канале связи в схеме передачи информации указывается двухсторонняя стрелка.

 

 

6.      ЗНМ

a.      Выполне­нии заданий на слайдах.        

Слайд 19

Вспомните сказку А. С. Пушкина о царе Салтане.

Пока Салтан воевал, царица родила сына — царевича Гвидона:

... шлёт с письмом она гонца, чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести её хотят, перенять гонца велят; сами шлют гонца другого ...

Назовите источник информации, её приёмник и ин­формационный канал.

Кто в данной ситуации созда­вал помехи для качественной передачи информации?

Ответ: Источник — царица, приемник — царь Солтан, гонец — канал связи, помехи — ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

Слайд 20

Вопрос 1: Ребята ответе к какой сказке А. С. Пуш­кина была написана данная иллюстрация?

 

Ответ на вопрос 1: сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Фраза на слайде: Царевич Елисей, искавший свою невесту;

Вопрос 2: Какие источники информации использова­ли следующие персонажи сказок?

Ответ на вопрос 2: Ветер, Месяц и т. д.;

 

 

Звучит вопрос 1.

Ответ на вопрос 1: Сказка о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Появляется фраза: Царевич Гвидон, чтобы узнать о дико­винках.

Звучит вопрос 2.

Ответ на вопрос 2: рассказы купцов и тетушек;

 

Звучит вопрос 1:

Ответ на вопрос 1: Сказка о золотом петушке.

На слайде фраза: Царь Дадон, чтобы узнать о набегах вра­гов.

 Звучит вопрос 2.

Ответ на вопрос 2: Золотой Петушок.

 

б. Творческое задание по группам

Слайд 21

А теперь работаем по группам. Откройте тетради на стр.12, №6                                Придумайте примеры передачи вашего вида информации, запишите ее в графу ситуация, укажите приемник и источник в вашей ситуации, запишите их в тетрадь, учтите характер канала связи, он указан стрелкой в схеме.     В классе мы рассмотрим только первый и последний случай, остальное вы выполните дома.                        

 

 

7. итоги урока:

·        Итак, как происходит передача информации?

·        Какой характер может носить канал связи?

8. Выставление оценок

 

Слайд 22

9. Домашние задание: § 1.5, вопросы 1-4; РТ: № 6 на стр. 12.                 

Сбор тетрадей с домашним заданием на проверку.

 

 

 

 

Rambler's Top100  

Дата последнего изменения 15.06.2007

Hosted by uCoz