В раздел
• Компьютер и
ребенок-дошкольник • Занятия иностранным языком с дошкольниками • Театр и
дети • Ребенок бросает свои увлечения, не успев их начать... • Почему дети
не любят читать? • Ребенок из-под палки занимался.
Компьютер и ребенок-дошкольник
Вас терзают сомнения: «Стоит ли покупать ребенку дошкольного возраста
компьютер или не стоит?»…
Действительно, в настоящее время, когда реклама обещает младенцу, играющему
вместо погремушек в компьютерные игры, просто немыслимый взлет
интеллектуального развития и сверхадаптированность в обществе наступившего
тысячелетия, этот вопрос становиться очень актуальным.
К сожалению, ничего «сверхестественного» не произойдет с вашим ребенком,
если вы с малолетства посадите его за компьютер. Разве что у него быстрее
испортиться зрение. Если раньше зрение начинало падать примерно у 30% детей
к концу начальной школы. То теперь 30% детей поступают в школу с уже
посаженным зрением: телевизора для этого вполне достаточно. И нет
необходимости усиливать этот эффект за счет компьютера.
• Поэтому, прежде чем вы решитесь покупать дошкольнику компьютер, помните,
что главное для ребенка – играть и вы покупаете ему в качестве игрушки очень
дорогую и ценную вещь, которую просто жалко использовать с такой целью.
Кубики или мозайка с точки зрения развития мышления дадут ребенку ничуть не
меньше.
• Конечно, ситуация выглядит иначе, если у вас дома есть компьютер и он
является вашим рабочим инструментом, очень необходимым и полезным. Прежде
всего, и ребенок должен усвоить такое же отношение к компьютеру – как к
рабочему инструменту.
• И если вы хотите грамотно ввести ребенка в компьютерный мир, лучше начать
это в тот момент, когда он начнет осваивать буквы и писать первые слова.
• В группах детского сада, работающих по методике Марии Монтессори, среди
самых разных предметов обязательно есть печатная машинка. Считается, что
некоторым детям легче осваивать грамоту, обучаясь печатать. На машинке они
довольно быстро научаются набирать весьма солидные для их возраста тексты,
писать письма и маленькие истории. При этом, они следят за появляющимися
печатным текстом, и осваивают чтение.
• Компьютер может здесь оказать неоценимую услугу. Все последние версии
редакторов для набора текста снабжены автопроверкой. Машина не даст малышу
неправильно написать слово, и он вынужден будет искать верный вариант.
• Следующим этапом могло бы быть рисование на компьютере, хотя освоить эту
программу нелегко. Но овчинка выделки стоит. И главное – это занятие очень
органично для детей. Хотя, конечно же, компьютерное рисование ни в коем
случае не должно заменить собой рисование карандашами и красками. И
обязательно определите продолжительность занятий ребенка на компьютере,
которое не должно превышать тридцати минут в день.
Занятия иностранным языком с
дошкольниками
Вам непременно хочется, что бы ваш ребенок в совершенстве овладел
иностранным языком, причем, чем раньше, тем лучше. И вы не жалея времени и
средств занимаетесь с дошкольником иностранным языком.
Знать иностранный язык очень хорошо, но сегодня еще никто точно не знает,
насколько полезны для маленького ребенка специальные занятия, направленные
на овладение английским, немецким или двумя языками сразу. Сведения о детях,
выросших в двуязычных семьях, крайне противоречивые. Среди них есть такие,
которые в последствии стали людьми высочайшей культуры и свободно общались и
писали на нескольких языках. Но значительный процент двуязычных детей
страдает самого разного рода задержками речевого развития и в школе
испытывает сложности в овладении русским языком.
Ажиотаж, связанный с обучением дошкольников иностранным языкам, сильно
отдает желанием родителей компенсироваться за счет детей: мы мол, не
научены, так пусть хоть дитя не страдает. И ребенка с трех лет начинают
водить в какой-нибудь культурный центр, где обучают английскому языку. Как
показывает практика, чаще всего за два года малыш научиться рассказывать под
елкой два английских стишка и подпевать звучащей на кассете песенки три
слова из припева. Это конечно стоящий результат, особенно если сопоставить
его с затраченными усилиями.
• Очень серьезной причиной для отказа от занятий английским может служить
наличие у ребенка логопедических проблем. Если малышу тяжело дается
полноценное произношение русских звуков нагружать его чужой речью, требующей
совершенно другой постановки губ и языка, просто вредно. Становлению чистого
русского произношения такие занятия наверняка повредят, а в овладении чужим
языком ребенок никаких успехов не достигнет.
• Еще существует огромная разница между двумя ситуациями. Одна – когда
маленький ребенок действительно попадает в языковую среду и вынужден
овладевать другим языком, чтобы общаться со сверстниками. Другая – когда
ребенок два раза в неделю посещает 15-минутное занятие, чтобы услышать
несколько иностранных слов. Любознательность, конечно, великий двигатель
развития, но здесь у нее совершенно нет почвы, а перспективная мотивация
«Когда вырастишь – пригодиться» в этом возрасте еще не работает.
• Короче эти самые два стишка ваш малыш с успехом выучит за две недели в
первом классе, если попадет в школу, где преподавание иностранного языка
начинается с первого класса. Если же школа таких возможностей не
предоставляет, тогда действительно можно позаботиться проблемой
дополнительных занятий. Но до тех пор, пока малышу не исполнилось пяти лет –
возраст, когда в целом заканчивается становление родной речи, с изучением
иностранных языков торопиться не стоит.
Театр и дети
Какие бы телевизионные программы ни входили бы в нашу жизнь, они не
смогут заменить театра, особенно для ребенка.
Посещение театра, безусловно, стоит в ряду любимых детских развлечений. Но
развлечений особого рода: оно связано с серьезной внутренней работой
ребенка. В театре ребенок учиться переживать. Напряжены его эмоции и
чувства. Правильно воспринятый спектакль является не только толчком к
творческой фантазии ребенка, но и хорошей школой понимания людей, их
взаимоотношений. Чувствовать и понимать эмоции других людей ребенка тоже
нужно учить так же, как и читать. Только это гораздо труднее. Поэтому,
существует несколько правил, которым хорошо было бы следовать, чтобы
посещение театра были максимально действенно.
• Во-первых, помните, что никакие коллективные посещения театра не заменят
вашему ребенку спектакль, просмотренный вместе с вами. Ему необходимо, чтобы
вы участвовали в его переживаниях, разделили бы их с ним.
• Во-вторых, не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего себя
ребенка. Эффект будет нулевым, если не отрицательным.
• Покупайте только хорошие билеты – на места, откуда ребенку все будет видно
и слышно. Если такой возможности нет, лучше отказаться на этот раз от
похода, потому что из-за лишнего напряжения органов восприятия он быстро
устанет и потеряет интерес к спектаклю.
• Обязательно, старайтесь выходить из дому заранее, чтобы не бежать в театр,
как на пожар. Иначе, страх опоздать, будет главной эмоцией, связанной с
походом в театр.
• Было бы замечательно, если бы ребенок имел в своем гардеробе специальное
театральное платье или костюм и обязательно необходима сменная обувь, ведь
он будет подниматься по мраморной лестнице, среди колонн, как настоящий
принц или принцесса.
• Важно решить для себя раз и навсегда проблему еды в театре. Театральным
буфетом имеет смысл воспользоваться, только, если нет большой очереди, и вам
не придется выстаивать там до третьего звонка. Лучше возьмите бутерброды из
дома и без спешки съешьте их за буфетным столиком, но ни в коем случае не в
зрительном зале.
• А еще объясните ребенку, что в театре нельзя бегать, по очень простой
причине: можно вспугнуть волшебство сказки, которая присутствует там
повсюду. Ведь даже свет там гаснет необычно, медленно. Раньше, когда еще не
было электричества, театр освещало множество свечей. И перед началом
спектакля специальные слуги шли от свечки к свечке и накрывали их
специальными колпачками ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому
зрительный зал погружался в темноту постепенно и эта традиция в театре
осталась до сих пор, потому что так загадочнее и волшебнее.
Ребенок бросает свои увлечения, не успев
их начать...
Ваш ребенок бросает свои увлечения не успев их начать: сначала он
занимался шахматами, затем увлекся плаваньем, а потом записался в
авиамодельный кружок.
На самом деле, я в этом не вижу ничего плохого. Ребенок познает мир, ему все
надо попробовать. Взрослые очень часто не могут выбрать свою профессию
именно потому, что плохо представляют себе характер того или иного занятия.
Мне кажется, в данном случае замечательно уже то, что ребенок легко
увлекается!
• Не гасите в нем эту увлеченность, не обязывайте любить временное занятие.
Иначе потом он будет опасаться прослыть безответственным и перестанет
пробовать себя.
• Доводить дело до конца необходимо лишь тогда, когда ребенок связан с
кем-то обязательствами (надо доделать какую-то работу, дождаться премьеры
спектакля, к которому он готовился вместе со всеми, и т.д.). Но если просто
пропал интерес и ребенку хочется заняться чем-то другим, я бы лично не
препятствовала.
• К тому же, имея такую базу различных увлечений, всегда есть возможность
вернуться к когда-то заброшенным занятиям.
Вполне возможно, что ваш ребенок успевает понять суть того или иного дела
(увлечения) и оно перестает его интересовать. Кому-то на это надо пять лет,
а кому-то – три месяца.
• Единственный вопрос, который надо, на мой взгляд, обсуждать с ребенком:
почему не нравится этим заниматься? Это здорово развивает навыки
самоанализа, да и вам легче определить характер его затруднений: касается
это особенностей занятий, или причина в его взаимоотношениях с людьми
(взрослыми и сверстниками).
• Поверьте, когда вы перестанете бороться с его “непостоянством”, вы узнаете
много нового о своем ребенке. Возможно, это более ценно, чем соблюдение
общепринятых формальностей.
Куда не влекут способности, туда не толкай.
(Я.Коменский)
Почему дети не любят читать?
Вашего ребенка не возможно заставить читать книги ни смотря на все ваши
уговоры, просьбы и даже угрозы. Он ни читает и всё…
Да, есть немало детей, которые действительно не хотят читать. Не хотят
читать то, что навязываем им мы. Потому что предлагаемая литература очень
часто не соответствует их интересам и потребностям, а иногда и возможностям.
Самостоятельно же выбрать себе книгу дети уже и не пытаются – думают, что
все книги одинаково скучные. А оказывается, увлечь ребенка чтением совсем
нетрудно, если соблюдать некоторые простые правила.
• Прежде всего, не нужно настаивать на том, чтобы пяти-семиклассник
непременно читал классику и вообще “серьезные вещи”. Готовность к восприятию
таких книг приходит постепенно. Пятнадцатилетнему подростку будет трудно
понять Толстого, если в детстве он не читал Алексина и Яковлева, Майн Рида и
Вальтера Скотта. Поэтому не надо спешить. А аргументы типа “я в твои годы
читал(а) Тургенева и Чехова” несостоятельны. Потому что время
психологического (в том числе читательского) созревания у всех разное.
• Следующее необходимое условие читательского созревания ребенка – умение
взрослых учитывать его индивидуальность, его интересы и склонности.
Например, тот, кто любит животных, не останется равнодушным к рассказам
Чаплиной и Яна Грабовского. Мечтающий о путешествиях и приключениях вряд ли
бросит, едва начав, повесть А. Чумаченко “Человек с Луны” о приключениях
Миклухо-Маклае. Ну а если пришла пора первых влюбленностей – очень кстати
окажется “Дикая собака Динго», или «Повесть о первой любви” Фраермана...
• И не пугайтесь, если подросток читает исключительно фантастику. Просто
вместо низкопробной или посредственной предложите ему хорошую: Важно, чтобы
у ребенка была свобода выбора, даже если у него самого нет пока определенных
желаний. Лучше всего положить перед ним сразу несколько книг – уж если,
пролистав, выберет сам, то скорее всего прочтет.
• Однако правильный выбор книг – это полдела. Не менее важно поведение
родителей. Ни в коем случае не ругайте, не упрекайте ребенка за нежелание
читать. Не настаивайте, чтобы ребенок непременно дочитал начатую книгу, если
она ему не нравится. Книга не горькое лекарство, которое нужно принять через
силу. Она должна приносить человеку радость. Если за нее “засаживают”
насильно, никакой пользы не будет. И – что самое грустное – ребенок может
так никогда и не найти книг, которые его увлекут. И тогда в будущем,
освободившись от родительского давления, он уж точно читателем не станет.
• А чтобы пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению побольше и почаще
читайте ему вслух. Даже если у вас катастрофически не хватает времени, хотя
бы две странички в день обязательно. Ребенок, который любит, чтобы ему
читали, раньше или позже обязательно зачитает сам, только обязательно
читайте книги интересные в какой-то степени и для вас.
• Многие родители считают, что читать вслух нужно только дошкольникам или
младшим школьникам. Это заблуждение! Вспомним старинную традицию семейных
чтений, в которых участвовали и родители, и младшие дети, и
подростки-гимназисты. Жаль, что мы ее забыли, ведь ничто не сближает так,
как чтение вслух, когда возникают общие эмоции.
Ребенок из-под палки занимается музыкой,
рисованием или танцами
Вы не жалея собственных сил, времени и средств пытаетесь сделать из
вашего ребенка выдающегося музыканта, художника или спортсмена. Вы делаете
для этого все, а ребенок не хочет быть ни играть на инструментах, ни
рисовать, ни заниматься спортом
Вы знаете, универсальных советов не так много. А в сложном деле принуждения
детей их и вообще быть не может. Так что здесь придумать, что делать и как
говорить с ребенком придется самим. Может, потом дети и скажут вам спасибо.
А может, и нет. Поэтому:
• Заставляя ребенка играть, танцевать или рисовать, старайтесь хотя бы не
ссорится с ним. Потому что, согласитесь, отсутствие контакта с ребенком в
последствии может стать для него и для вас гораздо большей трагедией, чем
его неумение играть на пианино.
• Ну, а если вы, несмотря на сопротивления ребенка, уверенны, что ему
следует продолжать занятия, будьте последовательны и невозмутимы. Ваше
спокойствие и твердость помогут ему справиться и с неохотой и с ленью.
• И надо помнить, что фраза «Все равно будешь!» - не аргумент. Поищите
другие слова, интонации и способы убеждения. Попробуйте обо всем говорить
откровенно. Ведь вполне может быть, что вашим детям не по душе что-то иное,
о чем вы и не подозревали (отношения с педагогом, неудобное расписание,
отсутствие успеха в этом виде деятельности)
• И как бы ни было трудно, никого не призывайте в заступники, ни с кем не
обсуждайте проблемы своего ребенка и не жалуйтесь. Иначе лишитесь его
доверия, а это очень страшная потеря.
Когда, наконец, понимаешь, что твой отец
обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец
обычно бывает не прав. (Лоренс Питер)
Вам не нравится музыка, которую слушает
ваш ребенок
Вас настолько раздражает музыка, которую слушает ребенок, что Вы с трудом
сдерживаете себя от резких высказываний в его адрес.
• Как бы Вам ни было трудно, но пока лучше не спорить с ним о вкусах до
победного конца. Во-первых, дети спорить не умеют, а во-вторых, вкусов еще
как таковых нет.
• Если вы вспомните себя в их годы, то согласитесь со мной, что дети очень
уязвимы и беззащитны в пору своих первых музыкальных увлечений. Не судите
строго. Пусть слушают, а вы просто прикройте дверь в его комнату или
подарите ему наушники.
• А еще, обязательно, расскажите о том, что нравилось много лет назад вам. И
покажите ребенку, что относитесь к его увлечениям серьезно.
• С возрастом все проходит, пройдет и это. Но, знаете, в памяти ребенка
надолго могут остаться ваши злые слова, сказанные в сердцах по поводу той
или иной песенки, обиды и ссоры по пустякам.
• И надо помнить о том, что формировать музыкальные вкусы ребенка надо с
раннего детства, что бы в будущем не подвергать себя пыткам, слушая целыми
днями группу «Руки вверх».
• Поэтому, чем раньше мы начнем музыкальное воспитание детей, тем лучше.
Например, малышу можно дать послушать записи спокойной, мелодичной музыки в
те минуты, когда он начинает засыпать или когда вы его оставляете наедине с
игрушками в кроватке.
• Ребенку постарше не мешает собрать фонотеку из специальных записей для
детей. Сопереживая любимым героям музыкальных сказок, малыш не только
получает первые уроки добра и справедливости, но и учится замечать, как
музыка передает различные душевные состояния.
• Маленькому ребенку гораздо полезнее слушать музыкальные сказки, чем
смотреть мультфильмы. Так у него развивается воображение и есть возможность
не отрываться от своих игрушек и от движения.
Ребенок день и ночь сидит перед
компьютером
Ваш ребенок целыми днями проводит время возле компьютера, увлеченный
всевозможными играми.
Хочется отметить, что идеальных игр вообще не бывает. Если бы ваш ребенок с
утра до вечера гонял в футбол или целыми днями сидел за шахматной доской, вы
тоже вряд ли были бы довольны. А потому дело не в компьютере, футболе,
шахматах, а в том, что он не знает меры.
• Опасен не сам по себе компьютер, а то, что ребенок оставаясь с ним один на
один, очень скоро попадает в зависимость. Компьютерные игры иногда называют
интеллектуальным наркотиком, от зависимости которого очень трудно избавится,
порой даже взрослому человеку.
• Очень дружелюбно, демонстрируя тревогу за здоровье ребенка, попытайтесь
обговорить с ним общие правила общения с компьютером, постарайтесь прийти к
взаимному согласию по поводу продолжительности игр на компьютере, и по
возможности строго следите за их выполнением, чтобы они как можно скорее
вошли в привычку.
• А еще, если у вас нет времени играть вместе с ребенком – это не страшно,
но интересоваться, во что он играет, и подбирать ему интересные и
развивающие игры мы просто обязаны.
Зачем заводить ребенка, если не можете
купить ему компьютер?! (с) "ребенок", вымогающий компьютер
Мы всегда выдумываем наших детей (Вальдемар
Лысяк)
Все дети как дети, а ваш ?..
Папа в семье очень нетерпим к сыну, поскольку тот постоянно не
оправдывают его ожиданий. И несмотря на то что отец очень его любит
мальчика, ссоры в доме не прекращаются. Данная ситуация достаточно типична
для многих семей, поэтому давайте попытаемся разобраться в вопросе, что
делать если ребенок не соответствует нашим ожиданиям?
Вы знаете, если быть до конца честными, то надо сознаться, что мы все
осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но
причем не на таких, какие мы есть на самом деле, а таких какими мы мечтали
стать. Ну а если ребенок не такой как мы? Я думаю, многим знакомы случаи,
когда, например мать мечтала стать балериной, но не получилось. И она делает
все, чтобы в дочери воплотилась ее мечта, но ребенок неуклюж, медлителен, у
него нет чувства ритма. И что в результате.
Очень похожая ситуация описана в художественной литературе. «Александру было
тогда 10 лет. «Угрюмо и равнодушно, мешковатый рассеянный Александр путался
и сбивался с такта. Мать, лицо которой шло пятнами от злости, смотрела на
своих детей, оскорбленная, сбитая с толку. Она казалась самой себе
красавицей. А этот мальчик с обезьяньими глазками, с угловатыми движениями,
почти урод – был ее сын, худенькая, длинноносая с сутулой спиной девочка –
была ее дочь. И чувствуя непонятное отвращение, гнев, и горькую жалость к
себе, она поднялась и швырнула их за дверь, как швыряют котят. … Перед сном
в постели Александр вдруг все понял. Он был урод и дурен собой. Он вспомнил
как шел под музыку с сестрой и заплакал от унижения. Никто в этот час не
подошел к его постели».
Это отрывок из произведения Ю. Тыняновой, а мальчик, которого стыдилась и не
понимала его родная мать, - будущий гений – Пушкин.
• Нам не дано знать, кем станет тот или иной ребенок, мы не всегда умеем
увидеть в нем зерно таланта. И если ребенок неуклюж, медлителен или излишне
подвижен, все это может с лихвой окупиться какими-то другими способностями,
которых мы пока не замечаем. Но мы хотим сейчас, мы хотим гордиться им и
хвалиться перед друзьями. Мы страдаем, если он не похож на созданный нами
идеал. Мы хотим комфорта, воспитывая детей. Мы… А каково ему?
Ведь как это ни банально звучит, ребенок не просил нас, чтобы мы его родили,
и не он выбрал за нас роль родителя. Поэтому о своем комфорте придется
забыть. И почаще спрашивать себя: а комфортно ли ребенку с Вами? И всегда ли
мы признаем его право на индивидуальность?
Дата последнего изменения
11.06.2007