• Почему дети плохо себя ведут • Как помочь ребенку, когда он плохо себя ведет • Как наказывать ребенка • Подзатыльники • Если вы часто критикуете ребенка
Почему дети плохо себя ведут
Вы не можете справиться с ребенком, а непослушание и конфликты на
почве дисциплины становятся в ваших взаимоотношениях скорее правилом,
чем исключением.
Не отчаивайтесь, дело можно поправить, однако для этого необходима
специальная работа. Прежде всего, хочу поделиться тем, что известно
далеко не всем родителям.
• Согласитесь, что непослушных детей, принято обвинять. На самом же
деле, в число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно
чувствительные и ранимые. Они ведут себя плохо под влиянием жизненных
нагрузок и трудностей, потому что реагируют на них гораздо острее, чем
дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что трудный ребенок
нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и
наказаниях.
• Причины стойкого непослушания следует искать в глубине его психики,
как правило, они эмоциональные и поэтому не осознаются ни взрослым, ни
самим ребенком. Поэтому эти причины надо знать, а их всего четыре.
• Первая – это борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного
количества внимания, которое ему так необходимо для нормального
самочувствия, то он находит свой способ его получить – это
непослушание. При этом, родители то и дело отрываются от своих дел,
одаривая ребенка замечаниями. Нельзя сказать, что это приятно, но для
ребенка лучше такое внимание, чем никакого.
• Вторая причина – это борьба за власть и самоутверждение против
чрезмерной родительской опеки. Знаменитое требование «Я сам»
двухлетнего ребенка сохраняется у таких детей в течение всего детства.
И им бывает невыносимо трудно, когда родители в основном им указывают
или делают замечания. Такой ребенок начинает восставать, чтобы
отстоять свое право самому решать свои дела, и вообще показать, что он
личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачное, зато оно
свое, а это главное.
• Третья причина – желание отмстить родителям либо за нанесенную
обиду, или за невыполненное обещание и несправедливое наказание. Смысл
плохого поведения в этом случае следующий: «Вы сделали мне плохо –
пусть и вам тоже будет плохо». Хотя в глубине души ребенок переживает
и даже страдает.
• Наконец, четвертая причина – потеря веры ребенка в собственный
успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок
теряет уверенность в себе и приходит к выводу, что стараться незачем,
потому что все равно ничего не получиться, а внешним поведением он
показывает: «Мне все равно, и пусть я буду плохой».
Таким образом, еще раз отмечу, что мотивов плохого поведения ребенка
всего четыре: борьба за внимание, борьба за самоутверждение, месть и
потеря веры в собственный успех. Но в любом случае, серьезные
нарушения в поведение ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведение
он говорит нам: «Мне плохо, помогите мне».
Как помочь ребенку, когда он плохо
себя ведет
Чтобы поддержать ребенка, когда он плохо себя ведет, нужно, прежде
всего, понять причину непослушания, потому что в каждом случае помощь
со стороны родителей должна быть оказана разная.
• Итак, если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать
ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в
относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и
никто ни на кого не рассержен. Попробуйте придумать какие-нибудь
совместные занятия, игры или прогулки, и вы увидите, какой
благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных
непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания.
Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и
надобность в них благодаря вашему положительному вниманию отпадет.
• В случае, если источник конфликтов – борьба за самоуважение, то
следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка.
Воздержитесь от таких требований, которые он, скорее всего, не
выполнит. Напротив поддерживайте решения, к которым ребенок пришел
сам, и договаривайтесь с ним о деталях и условиях их выполнения.
• В ситуациях, когда из-за плохого поведения ребенка вы испытывайте
обиду, можно говорить о том, что ребенок мстит вам. В этом случае
нужно спросить себя: Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Что
заставило его причинить вам боль? Постарайтесь честно ответить на эти
вопросы. И поняв причину, конечно же, ее устранить.
• И наконец, самое трудное положение у родителей, чьи дети ведут себя
плохо, потому что не верят в свои силы. Грамотное поведение родителя в
этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Наверняка
ваш ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у
вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень занятий и с
этого плацдарма вместе начинайте двигаться вперед. Сам выбраться из
тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой
критики! Ищите любой повод, чтобы поощрить, отмечайте любой, даже
самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от
крупных провалов. Поговорите с учителями, и попытаться сделать их в
этом вашими союзниками. Вы увидите, что первые же успехи окрылят
вашего ребенка.
И еще не ждите, что ваши старания исправить дисциплину приведут к
успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и потребует от вас
немало терпения, потому что главное здесь поменять себя и свое
отношение к поведению детей, сменив раздражение, гнев и обиду на
понимание, признание и веру в вашего ребенка.
Наказание не подавляет желания "делать
плохо": в лучшем случае, человек учится избегать наказания. (Т.Питерс
и Р.Уотермен)
Как наказывать ребенка
Ваше терпение закончилось, и вы твердо решили наказать ребенка.
Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я
определенно против них. Они вызывают у детей чувство оскорбления,
злости, унижения и страха. И позитивного результата от них гораздо
меньше, чем негативного.
• Гораздо эффективнее, применяя наказание придерживаться одного очень
важного правила: «Наказывая ребенка, лучше лишить его чего-то
хорошего, чем делать ему плохое».
Например: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на
рыбалку, или мама печет любимый пирог, или вместе отправляются на
прогулку, в парк или кафе. Вы, конечно, знаете, что дети очень ценят
подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет им специальное
внимание – это настоящий праздник для ребенка.
А вот если случается непослушание или проступок, то праздник в этот
день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и
довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь
дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда
родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
• Согласитесь, что когда родителю всегда «некогда», а все воспитание
ограничивается требованиями и замечаниями – добиться дисциплины
гораздо труднее, а главное – существует опасность потерять контакт с
ребенком: ведь взаимное недовольство, которое при этом неизбежно,
будет накапливаться и разъединять.
Поэтому, придумайте несколько занятий с ребенком, семейных дел или
традиций, что бы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно,
если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если
случился проступок, действительно ощутимый и вы на самом деле очень
расстроены. И поверьте, что совместные праздники – это основа вашего
доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины.
Кого не бьет слово, того не будет бить
и палка. (Сократ)
Подзатыльники
Как хочется порой в порыве гнева и отчаяния дать ребенку
подзатыльник или отшлепать, как следует. Но! Скажу сразу, что
подзатыльники и шлепки никогда не оказываются хорошей дисциплинарной
мерой.
Вполне возможно, что ребенок больше никогда не повторит проступок, за
который ему влетело. Но знают ли родители, что произошло в мыслях,
чувст¬вах и поведении ребенка, даже если внешне он не изменился? Если
отшлепать малыша, да к тому же побольнее, это непременно приведет к
совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе
не того, что нельзя делать, а ВАС. Если шлепки имели успех, значит
малыш стал бояться вас. Вы его желания заменили страхом, а это самое
худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.
Страх делает детей робкими, нерешительными, неуверенными в себе и
почти начисто лишает их жизненного оптимизма.
Бить детей плохо еще и по другой причине. Научившись бояться нас, дети
начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. И
постепенно, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех, кто рядом
с ним.
А еще, шлепки, часто вызывают совсем обратный результат, чем тот,
которого мы добиваемся: они прочнее закрепляют неверное поведение
ребенка и нисколько не меняют его. Ребенок начинает думать, что можно
получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того,
он ждет наказания и хочет получить его просто ради очистки совести. А
расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять
повторять свои выходки, только теперь уже с большей осмотрительностью,
что бы его не поймали на месте преступления.
Конечно, всем нам, родителям, и мне в том числе, случалось приходить в
такое отчаяние от поведения детей, что хотелось свернуть им шею. Но
если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы отдавать
себе отчёт, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для
того, чтобы, разрядить свои нервы. Конечно, можно утешить себя тем,
что шлепки не так уж страшны, если достаются детям нечасто и
вознаграждаются нашей любовью в других ситуациях.
Однако помните, что:
• Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
• Что, проявляя при детях худшие черты своего характера, вы
показываете им плохой пример.
• И наконец, согласитесь, что телесные наказания требуют от родителей
гораздо меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные
меры.
Побои и брань подобны опию:
чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится
удваивать.
Если вы часто критикуете ребенка
Вы делаете в течение дня 385 справедливых замечаний своему ребенку
Скажите, только честно, а вы сами были бы довольны и жизнью, и самими
собой, если бы вам 397 раз в день говорили, что вы делаете все не так,
думаете не так, говорите не так?.. То-то и оно.
• Конечно, все ваши замечания справедливые, но разве в справедливости
дело? Такое количество критики, прежде всего, обидно. А значит, вы 385
раз в день обижаете ребенка. И это – главное.
• Именно поэтому у детей срабатывает механизм самозащиты, когда они
перестают слышать и воспринимать негативную информацию о себе. И слава
Богу. И не огорчаться надо, а радоваться. Радоваться и меняться.
• Прежде всего, понаблюдайте за собой и попробуйте систематизировать
свои претензии. Можно даже для убедительности бегло записать все, что
вы говорили ему в течение одного дня, а вечером сесть и перечитать
этот список.
• Определите для себя круг тем и неразрешимых вопросов, по поводу
которых у вас с ребенком так часто возникают конфликты. Наверное, все
они избитые: порядок в комнате, несделанные уроки, грязные руки и
одежда, несвоевременный сон.
• Главное помните, что критика полезна и конструктивна в малых дозах,
но стоит только переборщить, и она начинает работать против нас.